Григорьева Елена Анатольевна,
учитель истории и обществознания
МБОУ «Тойбохойская СОШ им. Г.Е.Бессонова»,Сунтарского улуса
Эссе
«Я – учитель»
Стремительный XXI век. Новые открытия и технологии в образовании. «Новая школа». И в этой школе - учитель XXI века: человек, который не только должен нести новое детям, но и осуществлять связь времен и поколений. Без этого будущее немыслимо.
Профессия, конечно же, имеет свои особенности. Но все мастера имеют отличительные черты: неординарность личности, стремление изменить мир к лучшему, вера в учеников, желание работать очень много ради идеи, отсутствие страха перед признанием своих ошибок. Именно мастером своего дела я вижу учителя XXI века.
Я пришла в эту профессию, полностью понимая и осознавая, что выбранный мною путь будет нелегким и тернистым. Все самые дорогие для меня люди являлись учителями, которые несли в себе свет к познанию и стремление к истине. Путь в профессию учителя в нашей семье проложила в начале 20-го века моя прабабушка по материнской линии Антонова Мария Афанасьевна, учитель русского языка и литературы села Кяччи Олекминского района. Начиная с нее, протянулась незримая, но крепкая ниточка, связывающая воедино несколько поколений педагогов, и мне выпала большая честь и ответственность продолжить это благородное дело. Общий стаж педагогической деятельности Федоровых - Халтановых составляет более 100 лет.
В настоящее время продолжают педагогическую династию Федоровых – Халтановых семь педагогов, и глубоко в душе чувствую гордость, что являюсь одним из ее представителей. Мои родители - оба учителя, мать - Халтанова Агафья Германовна, учитель химии и биологии с 33 – летним педагогическим стажем, отличник образования РС(Я), почетный работник общего образования РФ, отец – Федоров Анатолий Николаевич, учитель истории, проработавший директором Тойбохойской средней школы с 1992 по 1999 год, Почетный ветеран системы образования РС(Я).
С самого детства я впитала духовно- нравственные идеи и взгляды своих родителей. Именно в такой патриотической семье сформировалось и было задано определенное направление развития как разносторонней личности. Выросшая в окружении книг и впитав всю мудрость, идеалы древних мыслителей, великих писателей, с раннего детства я воспринимала и видела окружающий мир другими глазами. Впоследствии многие из этих писателей сформировали мое мировоззрение и становление меня как учителя. Когда я еще не умела читать, могла часами всматриваться в картинки, где были изображены исторические моменты и события. Смотря на них, по-детски воображала себя, что я королева или великий полководец. Становясь старше, все больше и больше хотела окунуться в этот таинственный для меня мир истории. Именно мой отец Анатолий Николаевич умело приоткрыл завесу в этот интересный, увлекательный мир. Могла часами слушать его рассказы, всем своим существом воспринимая каждое слово.
Движимая желанием познать и больше окунуться в мир истории, в 2002 году поступила в Якутский государственный университет им. М.К. Аммосова. За все годы обучения у меня не возникало сомнения в правильности своего выбора. Окончив учебу, вернулась в родное село, где по сей день работаю и несу свет знания детям. Увлеченная и преданная любимому предмету, я не устаю находить новые идеи преподавания, приемы и способы совершенствования моего педагогического мастерства. Находясь в этом огромном пространстве обучения, нетрудно сойти с правильного пути, но руководствуясь внутренним компасом и благодаря вложенным мне багажом знаний, озарение приходит из самых глубин подсознания. Я не раз убеждалась, что для выполнения высокой и благородной миссии, требуется время и искреннее желание. Для этого необходима открытая связь со своей глубинной внутренней жизнью.
Проработав в школе только семь лет, я отождествляю учителя с могучим деревом, которое имеет мощную корневую систему. Глубоко уходящие корни - это вся история педагогики и родословная самого учителя. Корни поменьше - родители, семья, друзья, дети, родители, образование и педагогическая философия. Сам учитель - это ствол. Вначале тонкий и гибкий, но с каждым годом увеличивается количество годовых колец ствола дерева. Точно так же растет профессионализм педагога. Кольца отличаются друг от друга по толщине - какие-то годы более яркие и насыщенные событиями, какие-то - время покоя и осмысления. Дерево растет и в вышину (происходит саморазвитие, самосовершенствование, самореализация учителя).
Учителю необходимо быть разносторонне развитой личностью, который идет в ногу со временем. Сегодняшний учитель – это не просто учитель, но и психолог, логопед, дефектолог, социальный педагог, воспитатель, информатик, техник, инспектор по делам несовершеннолетних, тьютор, и это не весь перечень должностей современного педагога. Учить и одновременно учиться самому, чтобы дети чувствовали в Учителе человека, живущего их временем, их интересами. И считаю, что именно история, обществознание и право – предметы, которые учат жизни, формируют активную жизненную позицию, определяют нравственные устои человека в обществе, его гражданскую, патриотическую позицию и любовь к Родине.
В своей педагогической деятельности я придерживаюсь взглядов великого русского ученого - педагога К. Д. Ушинского, жившего и творившего свои научные труды в 19 веке. Я нахожу, что его наследия актуальны и по сей день, потому что разделяю его педагогическую мысль: «образование с самых первых ступеней и сама наука должны основываться на заповедях гуманистической нравственности. Без этого она непременно окажется не рассадником просвещения, а «вертепом» будущих разбойников, новые же исследования ученых трагическим образом обернутся против человека». Содержание этого высказывание звучит очень своевременно, особенно в наш период духовно – нравственного кризиса, что дает еще раз убеждаться в правоте слов великого ученого. Именно поэтому на каждом уроке, я стараюсь дать знания и умения не только для ума, но и для души. Просвещение сердца – важное дополнение к просвещению ума.
Перед современным учителем стоит нелегкая задача - противостоять навязчивому диктату примитивных идеалов, вовлекающих обманным путем в свои грязные сети неокрепшие умы и юные сердца, которые находятся в томлении открытия внутреннего «я» и самопознания. К великому сожалению, они с легкостью доверяют себя проглотить этой бесчувственной машине саморазрушения, не понимая всю трагичность, а порой и безвыходность ситуации.
На ум приходят строки Рэй Бредбери, написавшего в 1953 году «Жизнь коротка. Что тебе нужно? Прежде всего, работа, а после работы развлечения, а их кругом сколько угодно, на каждом шагу, наслаждайтесь! Так зачем же учиться чему – нибудь, кроме умения нажимать кнопки, включать рубильники, завинчивать гайки, пригонять болты? Как можно больше спорта, игр, увеселений – пусть человек всегда будет в толпе, тогда ему не надо думать. Больше книг с картинками. Больше фильмов. Долой драму, пусть в театре останется клоунада. Из детской - прямо в колледж, а потом - обратно в детскую. Вот вам интеллектуальный стандарт, господствовавший последние годы…».
К сожалению, это не злободневный очерк современного журналиста. То, что считалось фантастикой, стало реалиями нашей с вами жизни. В наше бурно развивающееся время, попадая под влияние множества информации различного рода, чистое и непорочное сознание ребенка заполняется информационным хламом, которое ведет к саморазрушению. Чтобы ребенок не потерялся в бурном потоке ненужной информации, беспощадной индустрии развлечения, должен быть проводник, ведущий и наставляющий на правильный путь развития и становления правильно ориентированной личности, всегда готовый представить правильную картину мира. Прежде всего, такой человек должен быть в семье, а затем в школе. А что же в реальности?
Большинство современных родителей очень заняты. Времени на общение с ребенком у них почти нет. Чаще всего общение бывает на поверхностном уровне, а ведь каждому ребенку надо уделять особое внимание, проявлять любовь, заботу и душевную теплоту. Исходя из этого, я часто задаю себе вопрос: что должно быть главным для учителя? На первом месте у учителей чаще предмет и … необходимость глубокого его изучения.
А дети? Они живут рядом с нами, словно в параллельной реальности. У них свой мир. Мир, от которого мы, взрослые, все время удаляемся, не желая понять. Сегодняшние родители погружены в омут проблем повседневной жизни, осознанно не замечая и не вникая в суть душевного состояния ребенка. Я всё больше убеждаюсь в том, что миссия учителя не только в учении, но и в воспитании духовно –нравственной, правильно ориентированной личности. А именно, научить детей верить в себя, делать правильный выбор, защищать себя от информационной лавины, осознавать последствия своего выбора, противостоять соблазнам и оставаться верными себе. И я уверена, что все это в комплексе с процессом познания и радостью учебно-творческих открытий, дает возможность приблизиться к истине.
Я являюсь классным руководителем, где почти половина класса - это воспитанники Тойбохойского детского дома, дети, которые, несмотря на свой юный возраст, уже столкнулись с трудной жизненной ситуацией. Дети с различными личностными проблемами, с которыми работать невероятно сложно, так как они уже потеряли доверие к взрослым. Работая с ними, я по - новому открыла для себя утверждение, что самая великая наша радость и величайшая боль - это наши взаимоотношения с окружающими нас людьми. Как говорил герой фильма А.Тарковского «Солярис»: «Человеку нужен человек». Мы делаем друг другу больно, унижаем, часто безразличны, но мы не можем существовать вне социума. Мы нужны друг другу, именно осознание нужности и любовь к кому – то, является главным движением человечества. Я стараюсь быть тем, кто, противодействуя массовому обезличиванию, способен научить детей видеть и ценить человека в себе и ближнем, стараюсь разбудить в их сердцах сострадание, умение прощать и быть готовым прийти на помощь. Мне повезло, что я учитель истории и обществознания, ведь предмет «история» хранит бесчисленные истории человеческих отношений. После обсуждения новой темы я побуждаю желание рассуждать и анализировать. Проведение параллели с историческими фактами и жизненными реалиями является одним из главных этапов моих учебных занятий.
Каждый день я нахожусь в поисках новых путей для подхода и установления тесного контакта с моими учениками. Стараюсь открывать дверь не только к знаниям, но и в мир сложных человеческих отношений, учу их жить в окружающем мире, не властвуя, а сотрудничая, стремлюсь формировать гуманное отношение к окружающему миру, пробуждая, по словам поэта, «чувства добрые», приобщая к высокой нравственности. Важно, чтобы в стенах школы ребенок научился отличать добро от зла, прекрасное от безобразного, научился заботиться о близких, сострадать, мечтать - все это я вкладываю в понятие «учить жить». Когда я вижу, что дети начинают воспринимать мой посыл, я испытываю счастье, чувствую, как вырастают у меня крылья и появляются силы и уверенность в правильном нахождении своего «Я» в этом огромном мире.
Я - учитель. Я иду на урок… Иду сеять разумное, доброе, вечное…
скачать материал
|